How-to: Как собрать гаражную группу
Зачем люди делают DIY музыку в Сибири, как начать и чем это может закончиться.

Музыканты из Иркутска Оля и Дима рассказывают о самостоятельном сочинительстве, домашней звукозаписи, организации собственного концерта или тура по соседним городам.

1.

С чего начать?

Кто-то хочет играть на инструментах, кто-то ищет идеологически близкую среду. Ищите мануалы по домашней звукозаписи и сочинительству, знакомьтесь с авторами и читателями тематических ресурсов.

Дима:


Когда учился в школе, слушал много музыки и смотрел концерты, но круга общения с похожими интересами не было.

В десятом классе кто-то показал мне иркутскую группу Split Joint. Это было удивительно, оказалось, что что-то нестыдное могут записать люди, которые ходят по одним с тобой улицам, учатся в школе, твои ровесники.

До этого казалось, чтобы что-то классное записать надо обязательно идти в студию, а самостоятельно записанное будет звучать не лучше, чем запись на диктофон. Я хотел делать музыку и их пример меня очень вдохновил.


Оля:


Я жила в Улан-Удэ (столица Бурятии).

Когда училась в школе, посмотрела фильм «Мнение антифашиста», узнала что есть не только автономные политические ячейки, но и политизированные музыкальные группы. В фильме несколько активистов рассказывали про движение Антифа в Иркутске.


Нифига! –– подумала.

Это так рядом и там есть движение. А в Улан-Удэ –– нет, только «говнари» и анимешники. Увидела старые видосы иркутских групп. Ребята играли где-то на на кафедре в Иньязе (Иркутский лингвистический институт). Это же как в Америке! Тинейджеры сами играют и тусуются под бодрый панк-рок.


Мне хотелось попасть в такое окружение. А вообще сначала хотелось высказаться. Первая песня, которую я написала, была хейтерская: меня очень обидел один человек и мне нужно было об этом сказать.

2.

Я понял чего хочу, что дальше?

Группа – это несколько человек в поиске друг друга. Обычно, в локальных музыкальных пабликах есть рубрика «ищу музыканта», «хочу играть - не знаю как». Классическая история со школьной группой все еще работает, но иногда в музыку людей приводит активизм, социальная позиция, случайные знакомства.



Оля:


В 2014 году закончила школу и поехала учиться в Красноярск.

Движуха там показалась тухлой, с учебой не все получилось и я перевелась в иркутский Гос (Иркутский государственный университет).

Нашла «Глотку» (панк гараж «Глотка» –– альма-матер локальной сцены в Иркутске, место проведения концертов и репетиционная база).

Сходила на концерт, познакомилась с ребятами: музыкантами, феминистками. Стала бывать часто. Хотела собрать девичью группу, но это нереально, барабанщиц нет, сообщество совсем небольшое.


Познакомилась с парнем, который десять лет барабанил в группе, но его это заебало и он хотел играть на басу и писать нам музыку. Потом пригласили Аню, которая играет на гитаре и слушает металл. И барабанщика Антона, он тогда нигде не играл, только учился.


У меня уже было несколько текстов. К восьмому марта мы сыграли первый концерт с феминистским манифестом.


Дима:


Начал делать музыку на компе, было похоже на для аркадных компьютерных игр. Но из-за любви к рок музыке, уговорил родителей купить бас-гитару. Ходил на занятия по гитаре, а потом нашел двух одноклассников, которые тоже хотели играть в группе.


Играли каверы на то, что слушали. Black Sabbath, Kyuss, Queens of the Stone Age.

Потом открыл для себя Joy Division, узнал что рок музыка может быть очень грустной.

Мы вписались даже в какой-то концерт на репбазе, где стены были заклеены яичными ячейками.


Ребята из моей группы уехали на стажировку в Китай на два года. Ну все, думаю, закончилась моя музыкальная карьера. И тут знакомые позвали играть на басу в свою группу и привели в «Глотку».

3.

Музыки много, что играть?

Вероятность встретить своего музыкального близнеца невысока. Можно вписываться в разные жанровые проекты, параллельно записывать что-то самостоятельно. Или двигаться в одном направлении, чтобы в конце концов сделать такую музыку, как задумал.

Дима:


Когда начинаешь делать музыку, приходится определяться с формой. В небольшом сообществе сложно найти человека с абсолютно совпадающим вкусом. Музыкальный вкус –– это путь одиночества. И здесь разнообразие будет преимуществом: меня позвали играть инди-рок и пост-панк, я пошел. Позвали делать шумовой проект, я согласился и на гуслях там играю. Мне нравится делать песни и кричать страшным голосом –– я кричу.


Гаражная тусовка очень разнообразная, никогда не скажешь по человеку, какую музыку он слушает. Люди разные, но если хочешь играть и учиться, то единомышленники тебя заметят.


Оля:


Мы слушаем разную музыку: Аня –– металл и металлизированный хардкор, барабанщик Антон –– все подряд. Я максимально впитываю все, что слушаю: панк, хардкор, старый московский, питерский и белорусский панк-рок. Что-то из локальной сцены.


Я пишу тексты и для меня слова, послание очень важны. Надо сразу понимать, о чем говорят музыканты, поэтому выбираю русскоязычную музыку. Без слов мне не так интересно, но иногда люблю слушать качественную англоязычную поп-музыку и хип-хоп.




4.

Как сочинять музыку?

Если в группе все хотят писать музыку, выбирайте джем и часто репетируйте. Иногда за репетицию можно написать целую песню, но она необязательно будет звучать также, как звучала в голове.


Если кому-то достаточно исполнять и записываться, пусть авторы дают четкие инструкции и полагаются на мастерство музыкантов.


Кому-то нравится сочинять самому. Надо пробовать, может быть это именно то, что надо, а мозговые штурмы и репетиционные джемы без маек – нет.

Оля:


Сейчас музыку у нас пишет Коля, он же играет на бас-гитаре, сочиняет, наигрывает, показывает мне. Объясняет, как ребята должны играть.

Если слушаю что-то свежее, всегда отмечаю для себя крутые куски и думаю: это классно! Это надо спиздить. Не в прямом смысле, но понять, как это сделано, развить и применить.

Интереснее, конечно, получается, когда все участвуют и привносят что-то свое. Сейчас мотивации у ребят мало, репетируем не так активно.


Дима:


В одних группах музыканты много джемуют. Один наигрывает, другой подключатся. Это как идти вброд в потоке воды: когда натыкаешься на что-то особенное –– чувствуешь. Похоже на рыбалку.

Из этого вытекает еще один метод: кто-то дома придумывает гитарный или басовый кусок, а дорабатываете вместе. Некоторые люди гораздо более сосредоточены в одиночестве, когда свободны от страха оценки, от чужого мнения.


Случается, что часть группы не хочет ничего сочинять, только играть. Тогда авторское ядро берет сочинительство на себя и объясняет музыкантам, как это должно звучать.


Кому-то подходит одинокое сочинительство и полный контроль над ситуацией. Есть плюсы и минусы: с одной стороны, разные люди делают музыку менее однообразную, с другой –– разные голоса иногда вносят хаос в процесс.


Что такое экспериментальная музыка? Это музыка которая рождается путем эксперимента. У тебя есть гипотеза, идея и многократно повторяя, ты либо подтвердишь ее и что-то получится, либо опровергаешь и начинаешь снова.


У меня музыка больше ориентирована на ритм: нахожу его и начинаю наращивать. Но в какой-то момент наслушался Ночных грузчиков и решил попробовать не писать текст к музыке, а начать с него. Когда текст есть, он ясно диктует музыке, куда следовать.




5.

Когда и как ехать в тур?

В музыкальных сообществах есть люди, связанные с местными музыкальными площадками, им стоит писать с предложением провести концерт.


Обсудите, можно ли получить часть денег от продажи билетов, чтобы заплатить за проезд и хостел.


Концертный материал нужно отрепетировать заранее, чтобы люди, которые придут на концерт сказали: вживую гораздо круче!

Дима:


Пишите месяца за два до поездки людям, которых можно найти в пабликах и тематических сообществах, и просите помочь с организацией. Обычно, все случается и вас ждут. У нас в «Глотке» и в других похожих сообществах, организаторы на месте сами продают билеты. Деньги –– все или частично, отдают группе, чтобы уехать дальше, оплатить ночлег и еду.


Но бывают варианты, когда группам предлагают самостоятельно продавать билеты и площадку отдают только за деньги от продажи, а не на условиях взаимовыручки. Ставят условия продать десять билетов или заплатить взнос организаторам. А мы проводим концерты либо в благотворительных целях, либо платим аренду.


В Сибири заметные группы собираются на фестивале «Дрожь» в Красноярске. Там люди, которые знают людей, пишут тем, кому доверяют, узнают кого стоит послушать и позвать. Здесь важно найти людей, которые заинтересованы в событиях и развитии. Задаешь в комьюнити вопросы, кто-то точно поможет.


Оля:


Мне повезло, в 2016 и 2017 году мы ездили на «Все вместе» –– огромный DIY фестиваль в Волжском. Со многими познакомилась, нас позвали играть на «Дрожь». В турах узнаешь много людей, это полезно для развития в музыке и для расширения аудитории.


Живые выступления –– это всегда огромный фитбек. Общение с толпой особенное, это не разговор, она не отвечает чем-то конкретным, но отдает энергию. Я ненавижу в обычной жизни общаться, но этот обмен просто поразительный.


Я со времен первого релиза хотела сразу ехать в тур, но после записи не была полностью довольна тем, что мы делаем. Кроме того, концертную программу надо очень долго и круто репетировать, а сейчас мы просто не можем это организовать.

6.

Как записывать музыку?

Локальная сцена – это творческое сообщество и экспериментальных цех. Здесь внежанровая некоммерческая музыка становится анестезией обыденности и рутины.


В цифровом мире во время пандемии вся музыка становится DIY музыкой: профессиональные исполнители записывают гаражные альбомы и домашние концерты, выпускают анимационные клипы и звонят талантливым фанатам по скайпу. Чем больше музыкальных проектов для собственного удовольствия или коммерческого успеха сделают музыканты в России, тем больше вероятность, что слушатель даст шанс локальным проектам.

Оля:


Последний релиз мы записывали частями: сначала барабаны и гитары в студии. Потом я поехала к корешу в Улан-Удэ, записала вокал, он свел треки. В результате, я все равно была недовольна: многое задумывалось иначе.


Очень важно, чтобы группа постоянно повышала скилы: можно отыграть на концерте грязно, проще, чем придумали, и это спишут на то, что у нас такое звучание. Но в записи ошибки очень видны. Хочется, чтобы их могли слушать не только те, кто приходит на концерты.


Дима:


Меня процесс звукозаписи очень увлекает, помогаю другим разобраться, что к чему.

Бывает, что после записи у музыкантов сильно падает мотивация из-за низкого качества. На репетиции учиться некогда. Научиться получится только ежедневно занимаясь.


Я обычно наигрываю на инструменте, записываю на диктофон или видео, пересматриваю, исправляю, потом записываю на чистовую. Запись –– это способ услышать все неровности и ошибки.


Сейчас можно самостоятельно записать почти все.

Нужен компьютер и звуковая карта. Барабаны можно для начала натыкать на компьютере, а бас, вокал и гитару записать. Если вокал очень громкий, ищите репетиционную базу, приходите с ноутбуком и пишите там.


Самая большая проблема в записи – барабаны.

Если идти традиционным путем, то вы сочиняете, репетируете, записываете. Но очень часто случается так, что демка с компьютерными барабанами быстро записалась и всех устраивает. Это экономит деньги и время. Барабанщика можно не искать.




This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website